Внешний ЦАП Cary Audio Design DAC 100t, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Американская Cary Audio получила широкую известность в аудиофильских кругах благодаря широкому ассортименту ламповых усилителей, которые выпускались в течение многих лет. Они присутствуют и в нынешнем каталоге компании, но большую его часть составляют всё же высокотехнологичные изделия, отвечающие требованиям современных любителей музыки.

Должен заметить, что путь от классических усилителей на прямонакальных триодах 300B и 845 к многоканальным процессорам и продвинутым ЦАПам разработчики Cary Audio проделали в рекордно короткие сроки.

DAC100t - одно из самых интересных изделий компании. Это конвертор высокого разрешения, предусматривающий коммутацию пяти цифровых входов - двух коаксиальных, двух оптических и USB 2.0. С интерфейса USB сигнал проходит обработку по асинхронному алгоритму процессором XMOS, что позволило в значительной степени подавить джиттер и принимать поток данных в формате до 24 бит/192 кГц (по некоторым данным, до 384 кГц). Нужный вход выбирается кнопками на лицевой панели и подтверждается свечением голубого светодиода. При этом слышно, как щёлкают реле – правильно, что от электронного коммутатора разработчики отказались как от компромиссного решения. При подключении по SPDIF и TosLink сигнал поступает на высококлассный входной приёмник Wolfson WM8805, обеспечивающий работу с частотой дискретизации 192 и 96 кГц соответственно. Частота входного сигнала также индицируется светодиодами. За следующий этап, преобразование цифрового сигнала в аналоговый, отвечает пара современных чипов ESS Sabre ES9023 в балансном включении. Такая схемотехника отличается малым уровнем шумов и искажений, поэтому всё чаще используется в цифровой технике высокого класса. Кроме того, автоматически получается симметричный линейный выход, который реализован на гнёздах XLR с позолоченными контактами. Это лучше, чем искусственно получать балансный выход из обычного с помощью нескольких операционных усилителей. Отдельной кнопкой можно инвертировать абсолютную фазу аудиосигнала на 180 градусов.

Конвертор выпускается в двух модификациях – с полупроводниковыми и ламповыми аналоговыми каскадами. У нас второй вариант, что подтверждается литерой «t» (tube) в названии модели. На выходе каждого канала установлено по двойному триоду 6922, одна половинка которого усиливает напряжение, а вторая – ток, обеспечивая низкое выходное сопротивление для лучшего согласования с кабелем. Производитель рекомендует DAC 100t для систем с «прохладным» звучанием, а DAC 100 – аудиофилам, предпочитающим точность и супердетальность. В обоих случаях используется предельно лаконичная схемотехника без общей обратной связи. Как и применение ламп в цифровой технике, отсутствие ООС вызывает горячие дискуссии, я же сошлюсь на мнение Нельсона Пасса, конструктора усилителей Adcom, Pass Labs, Thresold и др. Когда его спросили, почему он полностью перешёл на «безосные» схемы, гуру ответил: «По некоторым рациональным и иррациональным соображениям они пользуются огромной популярностью у любителей музыки».

Аппарат собран в полноразмерном 44-сантиметровом корпусе и массой (9,5 кг) может сравниться с приличным интегральным усилителем. Прочное стальное шасси, толстая лицевая панель из алюминия, два сетевых трансформатора – классические атрибуты High End Audio. Один заказной тор с экраном Фарадея, защищающим от внешних помех и наводок, обеспечивает питанием аналоговый тракт, а другой, что попроще - цифровой.

Анфас конвертор выглядит солидно и просто – ряд кнопок, две линейки светодиодов и крупный выключатель питания на разделительной полосе.

Испытания мы начали, используя редакционный проигрыватель в качестве CD-транспорта с коаксиальным выходом. Интересно, что имели в виду разработчики, характеризуя звучание транзисторной версии как детальное? Дело в том, что и у DAC 100t с нюансировкой никаких проблем нет, каждая мелочь буквально как на ладони. Правда, заметна склонность несколько укрупнять отдельные детали, но лампы тем и хороши, что можно подобрать экземпляры с нужной звуковой сигнатурой. Например, вместо современных 6922 один в один устанавливаются старые добрые 6DJ8 или E88CC, и любая такая замена даст заметные изменения в звуке. Но и в базовом исполнении он вполне соответствует аудиофильским канонам. Нижний регистр тщательно проработан, в нём нет ни тяжести, ни монотонности. Здесь всё достаточно живо и комфортно, воспроизведение атаки и инфранизких нот будет зависеть исключительно от возможностей акустики. Середина и верх характерны для Sabre ES9023 – эти диапазоны открыты, прозрачны и информативны. Лишь на полифонических фонограммах с плотным заполнением спектра звучание воспринимается не слишком собранным, как бы слегка расслабленным. Порой такая подача кажется даже комфортной из-за отсутствия малейших намёков на зажатость или повышенную, на грани резкости, контрастность. Музыка льётся свободно, легко, без явных упрощений, которыми часто грешат даже очень дорогие USB-конверторы при декодировании сигнала 16/44,1. Хотя разница в звучании компакт-дисков и файлов высокого разрешения, разумеется, есть.

Здесь я передаю слово своему коллеге Руслану Тарасову, который провёл прямое сравнение, периодически переключая DAC 100t с коаксиального входа на USB при одновременном воспроизведении одной той же композиции на CD-транспорте и с MacBook. Мне это сделать не удалось, т.к. на мой ноутбук под Windows 7 не полчилось поставить драйвер, выложенный на сайте Cary Audio.

Итак, цитата: «Особые надежды я возлагал на прослушивание HD-файлов с компьютера через USB-интерфейс. С ноутбуком Apple MacBook Air конвертор спелся без единой запинки - не пришлось устанавливать ни драйверов, ни задавать специальных настроек. DAC 100t, как говорится, с ходу подхватил установленный в программе протокол асинхронной передачи потока 24 бита/192 кГц.

Характер воспроизведения файлов с разрешением 16 бит/44,1 кГц я бы описал как нейтрально-отстранённый (намеренно начал со сравнения одного и того же музыкального материала, но с разных источников – с CD-проигрывателя и MacBook). В обоих случаях практически не было ярких красок и бурных динамических всплесков – всё звучало свободно, мелодично и очень чисто. При воспроизведении с компьютера немного прибавилось тонких деталей в верхнем регистре. В средней полосе тембральных изменений я не заметил, но каждый образ в пространстве был обрисован лучше, что немного прибавляло реализма по сравнению с компакт-диском.

А вот контент, который изначально был оцифрован с более высоким разрешением, прозвучал без каких-либо откровений. Улучшения носили минимальный и скорее технический, чем эстетический характер: была точнее сцена, лучше читались удалённые планы, расширился диапазон вниз, чуть острее стали динамические контрасты... Обычно с переходом на HD-файлы в звучании появляется какая-то особая живость, дополнительная информация, пугающая естественность, а конвертор Cary показал себя не столько импровизатором, сколько педантом».

Как видите, в целом наши оценки звучания совпали. Что касается педантизма, то в цифровой технике это плюс, а не минус. Точность и нейтральность воспроизведения – это основа, которую непременно должны обеспечить разработчики аппарата, сведя к минимуму все возможные искажения, включая джиттер. А уж владелец волен делать любой твикинг по собственному вкусу – подбирать лампы и кабели, экспериментировать с питанием. Кстати, именно ЦАПы особенно остро реагируют на применение сетевых фильтров и кондиционеров. Так что если имеется прочный фундамент, как в нашем случае, то уж надстройка – дело несложное.

Выводы:

  • На выходе каждого канала установлено по двойному триоду 6922, одна половинка которого усиливает напряжение, а вторая – ток.
  • Музыка льётся свободно, легко, без явных упрощений, которыми часто грешат даже очень дорогие USB-конверторы при декодировании сигнала 16/44,1
  • Характер воспроизведения файлов с разрешением 16 бит/44,1 кГц я бы описал как нейтрально-отстранённый

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", август 2014 г. www.salonav.com